Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Забайкальский край находится на юго-востоке Сибири, при площади 431,5 тыс. км2 занимает 4 % от территории России.

Главными отраслями промышленности Забайкалья являются горнорудная, топливно-энергетическая, транспортная. В ресурсном отношении это богатейший и старейший минерально-сырьевой регион страны. В недрах края заключено 87 % разведанных запасов урана, 42 % плавикового шпата, 36 % циркония, 30 % молибдена, 25 % меди, 23 % титана, 16 % вольфрама, 13 % серебра, 9 % золота и других полезных ископаемых.

На учете Управления по всем видам контроля стоит 331 объект, в том числе 143 горнодобывающих предприятия. В результате деятельности этих объектов в крае образуется 119,1 млн тонн отходов, из них отходы горнодобывающей промышленности составляют 116,76 млн тонн (98 % от общего количества), передано на захоронение – 243,9 тыс. тонн твердых бытовых отходов.

 

Байкальская природная территория

Байкальская природная территория (далее – БПТ) занимает 12,9 % (55,6 тыс. км2) от общей площади Забайкальского края.

В буферной зоне происходит формирование водного стока крупных левобережных притоков реки Селенги: Чикоя и Хилка. Экологическая значимость территории периферийной части БПТ обусловлена не только объемом водного стока (28 % суммарного стока Селенги), но и высоким биологическим и ландшафтным разнообразием.

Горнодобывающая промышленность представлена 21 предприятием, осуществляющим разработку 35 месторождений, в том числе россыпного золота, каменного и бурого угля, пресной и минеральной воды, цеолитов на основании 35 лицензий на пользование недрами.

В Байкальском регионе осуществляют свою деятельность ООПТ федерального значения: ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Сохондинский» (210 988 га) (далее – ФГБУ «Сохондинский ГПБЗ», Сохондинский заповедник) и ФГБУ «Национальный парк «Чикой» (666 468 га) (далее – Парк).

В 2017 году в Управлении организована 51 ГЭЭ для объектов, находящихся на Байкальской природной территории. Из них 11 проектных документаций ГЭЭ по реконструкции мостов на участке Иркутск – Петровский Завод, относящиеся к центральной экологической зоне БПТ (10 экспертиз получили положительные заключения, 1 экспертиза – отрицательное заключение), и 22 проектные документации ГЭЭ по реконструкции мостов на Забайкальской железной дороге, относящиеся к буферной экологической зоне БПТ (17 экспертиз получили положительное заключение и 1 экспертиза – отрицательное, 4 экспертизы находятся в работе).

 

Состояние окружающей среды на территории Забайкальского края

Атмосферный воздух.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории края характеризуется как очень высокий, высокий и повышенный.

Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что уровень загрязнения воздушного бассейна городов на территории Забайкальского края продолжает оставаться довольно высоким.

Наиболее высоким среднегодовым уровнем загрязнения атмосферы характеризуются г. Чита, где среднее содержание бенз(а)пирена составило 9 ПДК, и г. Петровск-Забайкальский – бенз(а)пирен 7 ПДК, что обусловлено значительным количеством выбросов в атмосферу и частой повторяемостью метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания загрязняющих воздух веществ (НМУ).

Анализ загрязненности атмосферного воздуха по сезонам года показывает, что наиболее высокие уровни загрязненности постоянно отмечаются в осенне-зимний период. Это обусловлено как особенностями отопительного сезона, так и климатическими и географическими особенностями местности. Господствующий в зимнее время антициклон обусловливает штилевую или со слабыми ветрами погоду, в результате чего создаются неблагоприятные метеорологические условия. Также из анализа видно, что за последние годы в больших городах и населенных пунктах края  произошло увеличение загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников в связи с увеличением автотранспорта.

Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 122 тыс. тонн загрязняющих веществ, из них: твердых веществ – 43 тыс. тонн; жидких и газообразных –79 тыс. тонн.

Количество источников выбросов на территории края с установленными нормативами выбросов, по статистическим данным, составляет около 8 тыс. единиц.

За 2017 год было зарегистрировано 70 установок по очистке выбросов от стационарных источников.

Из числа проверенных Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю за последние годы предприятий и организаций, имеющих стационарные источники выбросов, произошло сокращение выбросов вследствие монтажа установок по очистке газов и применения современных технологий очистки. Кроме того, общее сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух связано с уменьшением числа мелких котельных в городах на территории края (например, г. Чита, г. Шилка и др.) и строительством крупных котельных, на которых используется современное оборудование.

В то же время, особенно неудовлетворительное состояние с обеспечением современных технологий по очистке газов складывается по котельным, которые эксплуатируются федеральными структурными подразделениями, а именно подразделениями Министерствами обороны, юстиции (ФСИН) и внутренних дел РФ, где срок службы котельных без модернизации превышает 30–40 лет. Многие котельные указанных ведомств эксплуатируются с неисправным газоочистным оборудованием либо вовсе его не имеют.

Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю проводит регулярные проверки предприятий и учреждений, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, входящих в список объектов федерального экологического контроля.

Так, Управлением за 2016–2017 гг. были проверены все крупные стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в г. Чите. За зимний период 2016–2017 гг. Управлением проведены проверки 29 крупных котельных, расположенных в границах городского округа «Город Чита».

Кроме того, в период с 07.12.2016 г. по 03.02.2017 г. Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, совместно с сотрудниками Управления, в отношении Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14») была проведена плановая выездная проверка, в том числе в областях охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления. По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства. Инспекторами Управление по итогам проверки было выдано 11 предписаний и возбуждено 3 дела об административных правонарушениях.

Таким образом, ситуация с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух от крупных стационарных источников, расположенных в границах муниципального образования городской округ «Город Чита», находится под контролем Управления. По всем выявленным нарушениям принимаются меры немедленного реагирования.

В настоящее время теплоснабжающими организациями проводится работа по закрытию нерентабельных котельных. Так, 21.06.2017 г. руководством ПАО «ТГК-14» принято решение о закрытии в срок до 31 августа 2017 года 2-х котельных в Черновском районе г. Читы. Закрытие котельных позволит снизить уровень загрязнённости воздуха в Черновском районе города и затраты на производство тепловой энергии.

При изучении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Забайкальского края и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, наблюдается тенденция к увеличению количества предоставляемых государственных услуг по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (2014 год – 125 ед., 2015 год – 89 ед., 2016 год – 140 ед., 2017 год – 171 ед.). Основной объем загрязненных сточных вод сбрасывается ПАО «ППГХО», «Харанорской ГРЭС» – филиалом АО «Интер РАО – Электрогенерация», АО «Водоканал-Чита» и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, не имеющими очистных сооружений (ООО «Тепловодоканал» г. Могоча, ООО «Приаргунск-водоканал») либо не соблюдающими режим эксплуатации очистных сооружений, в результате чего стоки попадают в категорию недостаточно очищенных (ООО «Очистные» г. Петровск-Забайкальский, МУП «ГРЭЦ», ООО «Эксплуатационник-ремонтник» и некоторые др.).

Министерством природных ресурсов Забайкальского края в 2016 году выданы 149 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Водные ресурсы.

Государственный мониторинг за загрязнением поверхностных водных объектов по гидрохимическим показателям на территории Забайкальского края осуществляется ФГБУ «Забайкальское УГМС» на 34 реках и 1 озере, в 49 пунктах (59 створах).

Продолжает ухудшаться качество поверхностных вод. Это реки Чита, Ингода, Аргунь Амурского бассейна и река Хилок Байкальского бассейна.

8 водных объектов имеют очень загрязненные воды (3 класс качества), водных объектов, имеющих 4 класс качества (отнесенных к грязным), – 26. Один водный объект (р. Чита) оценен 5 классом качества (экстремально грязные воды).

Согласно комплексной оценке качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям, в 2016 году из 31 водного объекта Забайкальского края загрязненные и очень загрязненные воды имели 25 водных объектов (или 81 %), в 2015 году – 16 (или 57 %); грязные (4 класс качества) – 5 (или 16 %), в 2015 году – не отмечено.

По сравнению с 2015 годом наблюдается некоторое улучшение качества поверхностных вод. Так, количество водных объектов 4 класса качества с разрядом «а» уменьшилось более чем в 2 раза. Воды 7 рек изменили 4 класс качества с разрядом «а» (грязные воды) на 3 класс качества с разрядами «а» и «б» (загрязненные и очень загрязненные воды). Появилась 1 река со слабо загрязненными водами (2 класс качества).

В первую очередь низкое качество водных объектов зависит от недостаточно очищенных поверхностных стоков.

Эффективно действующие очистные сооружения находятся только в Чите, Краснокаменске, Забайкальске, Борзе, п. Ясная (Оловяннинский район), п. Чара (Каларский район). В других населенных пунктах очистные сооружения или находятся в аварийном состоянии, или вообще отсутствуют.

Самые мощные очистные сооружения ОАО «Водоканал-Чита» расположены в трех районах г. Читы; на втором месте – очистные сооружения ОАО «ППГХО», далее – ООО «Очистные» г. Петровск-Забайкальский и ООО «Очистные сооружения» пгт. Чернышевск. Остальные очистные сооружения в крае значительно уступают по мощности и в основном принадлежат предприятиям сферы ЖКХ и золотодобывающим организациям.

Мероприятия по строительству очистных сооружений включены в соответствующие федеральные и краевые программы. В частности, в целях стабилизации экологической обстановки по сбросу неочищенных сточных вод в населенных пунктах Хилокского, Петровск-Забайкальского и Красночикойского районов предложения по реконструкции и строительству очистных сооружений вошли в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории».

Гидротехнические сооружения.

Надежная защита населенных пунктов и других территорий от наводнений является актуальной задачей как для Российской Федерации, так и для Забайкальского края. Неслучайно в таком знаковом для водохозяйственной отрасли документе, как Водная стратегия Российской Федерации Забайкалье обозначено как паводкоопасный регион.

Наводнения являются наиболее распространенными стихийными бедствиями в Забайкальском крае, а в многоводные периоды происходят практически ежегодно в тех или иных его районах. Значительная часть населенных пунктов Забайкалья расположена в поймах рек Ингода, Чита, Онон, Шилка, Аргунь, т. е. на паводкоопасных территориях. В зону затопления попадают более 200 населенных пунктов, около 100 из которых подвержены регулярным подтоплениям.

Наиболее действенными мерами по борьбе с подобными чрезвычайными ситуациями являются предупредительные меры, а именно проведение тех или иных водохозяйственных мероприятий:

- строительство гидротехнических сооружений,

- капитальный ремонт гидротехнических сооружений,

- мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек.

Отходы производства и потребления.

В Забайкальском крае ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов продолжает оставаться весьма сложной.

В хранилищах, накопителях, складах, свалках и других объектах накопилось и продолжает накапливаться значительное количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных.

Виды и величина отходов на территории Забайкальского края определяются, прежде всего, степенью и историческими особенностями ее промышленного освоения, а также условиями гражданско-промышленного и дорожно-транспортного строительства.

Отходы, образующиеся в коммунальном секторе и в результате производственной деятельности, составляют существенную проблему для устойчивого развития края, поскольку их количество постоянно продолжает увеличиваться.

Общий объем образования коммунальных отходов составляет 637 тыс. тонн в год. Отходы размещаются на 547 «свалках», действующих с советских времен. В крае с ноября 2016 года произведен монтаж и пробный пуск мусоросортировочного комплекса ОАО «Забайкалспецтранс» мощностью 100 тыс. тонн в год. Пуск в эксплуатацию мусоросортировочной линии планируется на 2018 год.

Основная масса отходов 4 и 5 классов опасности приходится на предприятия, добывающие полезные ископаемые (горнодобывающая промышленность). Техногенные скопления (около 2,9 млрд тонн) образованы отвалами бедных и некондиционных руд, хвостами флотационного и гравитационного обогащения, продуктами химической переработки руд цветных металлов.

Для бесхозных хвостохранилищ необходима консервация, так как предприятия, деятельность которых послужила накоплению отходов, ликвидированы, а содержание полезных компонентов в отходах иногда выше, чем в недрах отрабатываемых ныне месторождений. Несовершенство технологии, монометалльный подход к освоению недр привели к тому, что эти отходы, по сути, являются добытой из недр и измельченной рудой. В ряде случаев извлечение основного компонента не превышало 50 %, а попутные компоненты совершенно не извлекались. Не извлеченные в процессе обогащения компоненты, вследствие резкого изменения физико-химической обстановки, становятся весьма подвижными и под воздействием водной и ветровой эрозии оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения Государственного кадастра отходов» утвержден государственный кадастр отходов (далее – ГКО), включающий в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

В ГРОРО, расположенных на территории Забайкальского края, внесено 46 объектов размещения отходов, из них: золошлакоотвалы – 11 ед., огаркохранилище – 2 ед., отвалы вскрышных работ – 17 ед., хвостохранилища – 9 ед., полигоны ТБО 3 ед., отвалы пустых пород – 3 ед., шламохранилище – 1 ед., эксплуатацию которых осуществляют 17 юридических лиц: Филиал «Харанорская ГРЭС» ОАО «Интер РАО – Электрогенерация», ОАО «Новоширокинский рудник», ОАО «ТГК-14», ЗАО «Новоорловский ГОК», ООО «Старательская артель «Кварц», ООО «Первомайская ТЭЦ», ЗАО «Рудник Александровский», ООО «Каменский карьер», Сибирская Угольная Энергетическая Компания (СУЭК) Разрез Тугнуйский, АО «Разрез Харанорский», ООО «Арктические разработки», ПАО «ППГХО», ООО «Дарасунский рудник», ЗАО «Рудник Апрелково», ООО «АТТ», ООО «Байкальская горная компания», ООО «ГРК ДАРХАН».

В 2015 году в ГРОРО внесен принадлежащий ЗАО «Рудник Александровский» и имеющий статус полигона.

В июле 2016 года в ГРОРО внесен объект размещения отходов Забайкальского края, принадлежащий ООО «АТТ» и имеющий статус полигона ТКО. Однако удаленность от центра (полигон находится на территории Краснокаменского района) и отсутствие логистики не может решить проблему с отходами в крае.

В январе 2018 года в ГРОРО внесен объект размещения отходов Забайкальского края, принадлежащий АО «Ново-Широкинский рудник» и имеющий статус полигона.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2016 года № 425 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Забайкальского края. В соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Забайкальского края организован и проведен конкурсный отбор регионального оператора в зоне деятельности – территория Забайкальского края. В соответствии с графиком проведения конкурсного отбора, являющегося неотъемлемой частью утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края конкурсной документации, срок приема заявок на участие в конкурсе был объявлен 26 декабря 2017 года, закончен 30 января 2018 года.

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок 10 лет присвоен компании ООО «Олерон+» (г. Москва).

В целом по краю к 2026 году Территориальной схемой рекомендуется строительство 7 полигонов для захоронения ТКО, организация 8 предприятий по сортировке и 29 площадок временного накопления ТКО, 25 мусороперегрузочных станций. Строительство этих объектов предполагается осуществлять за счет инвестиций операторов по обращению с отходами, а также в соответствии с производственными и инвестиционными программами региональных операторов.

При разработке Территориальной схемы учтен приоритет утилизации и переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.

Существующая система правового регулирования обращения с отходами в Забайкальском крае включает в себя:

- Закон Забайкальского края «Об отходах производства и потребления»;

- Порядок ведения регионального кадастра отходов Забайкальского края;

- Концепция по обращению с отходами производства и потребления в Забайкальском крае на 2013–2020 годы.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 № 188 утверждена государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Подпрограммой «Совершенствование охраны компонентов окружающей среды» предусмотрена реализация мероприятий, нацеленных на увеличение количества действующих полигонов твердых коммунальных отходов до 10 единиц.

Для снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления необходимо решение следующих задач:

- обеспечение экологически безопасного размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды;

- повышение степени вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

- ликвидация объектов прошлого экологического ущерба;

- ликвидация захламленных местными жителями водоохранных зон водных объектов несанкционированными свалками отходов;

- обеспечение обезвреживания, включая экологически безопасное сжигание отходов;

- строительство объектов размещения отходов (полигонов), отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям;

- проведение рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов;

- реализация пилотных проектов по внедрению современных технологий переработки и хранения отходов производства и потребления.

Решение проблем по наведению порядка на территории районов и городов края состоит не только в организации системы сбора, размещения, обезвреживания, утилизации отходов, в строительстве полигонов ТКО (хотя это важнейшие задачи для защиты окружающей среды и человека), но и в формировании экологической культуры людей. Без этого трудно надеяться на то, что деятельность граждан в быту, принятие управленческих, технических решений будут носить ответственный, щадящий и оберегающий природу характер. Роль органов местного самоуправления в формировании экологической культуры населения незаменима.

Согласно данным, которые природопользователи представляют в соответствии с приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», на территории Забайкальского края за отчетный год (2017), всего:

- образовалось 192 112 227,34 т отходов;

- обработано 87 607,38 т отходов;

- использовано 148 396 603,5 т отходов;

- обезврежено 27 570,79 т отходов;

- размещено 47 066 314,35т отходов.

По сравнению с 2016 произошло увеличение количества образования отходов на 2,93 % в связи с повышением количества образования отходов от организаций – АО «Разрез Харанорский», ООО «Читауголь» и т. д.

Особо охраняемые природные территории.

Забайкальский край выделяется среди сибирских регионов своими уникальными природными характеристиками. Богатейшее ландшафтное и биологическое разнообразие формировалось здесь на протяжении десятков и сотен тысяч лет под влиянием суровых климатических и своеобразных физико-географических условий.

Наиболее эффективным путем сохранения ценных природных систем является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

В Забайкальском крае площадь ООПТ составляет 2 573 062 га (5,96 % от общей территории края). Перечень ООПТ федерального и регионального значения, расположенных на территории Забайкальского края, включает 2 государственных природных биосферных заповедника, 2 национальных парка, 18 государственных природных заказников (в т. ч. 2 федерального значения) и 65 памятников природы (в т. ч. 1 памятник природы федерального значения), итого в общем 89 природных территорий разных категорий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2014 № 158 в Красночикойском районе Забайкальского края создан национальный парк «Чикой».

Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 09.12.2014 № 673 образован природный парк «Ивано-Арахлейский» путем перепрофилирования Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения. В настоящее время ведется работа по созданию ГБУ «Дирекция природного парка «Ивано-Арахлейский» путем изменения типа государственного казенного учреждения «Администрация Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения».

Продолжалась работа по развитию природного парка «Арей»: выполнены мероприятия по обеспечению установленного режима охраны, осуществлению контроля над его соблюдением и благоустройству территории.

За последние годы создано 3 заказника регионального значения: «Реликтовые дубы» в Газимуро-Заводском районе, «Семеновский» в Балейском районе, «Верхнеамурский» в Могочинском районе, природный парк «Арей».

Для определения перспектив развития сети особо охраняемых природных территорий, усиления государственного управления особо ценными территориями региона, а также грамотного планирования социально-экономического развития с учетом требований сохранения средообразующих качеств окружающей среды и хозяйственных возможностей региона утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае на период до 2021 года.

Земельные ресурсы.

На территории Забайкальского края существует большое количество мест расположения бывших объектов военного ведения, войсковых частей и даже военных городков, в настоящее время брошенных в связи с передислокацией войсковых частей, объектов и переездом военнослужащих в другие места жительства.

Как правило, на брошенных территориях военведа образуются несанкционированные свалки, имеются факты загрязнения земель нефтепродуктами. Такие примеры можно наблюдать в окрестностях земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, земель городских и сельских поселений. На сегодняшний день земли  объектов военведа не используются по назначению, следовательно, являются фактически бесхозными, поэтому данные территории не очищены и не рекультивированы.

Одной из проблем, связанной с рекультивацией нарушенных земель на территории Забайкальского края, являются брошенные земельные участки в 90-х годах прошлого столетия.

Пример: хвостохранилище Давендинской обогатительной фабрики в пгт. Давенда (Могочинский район); хвостохранилища рудников Кадая (Калганский район), Благодатский (Нерчинско-Заводский район), Акатуй (Александрово-Заводский район) бывших ОАО «Уралэлектромедь-Амазар» и АООТ «Нерчинский полиметаллический комбинат» (происходит захламление земель отходами, деградация почвы), карьер на Балейском золоторудном месторождении, оставшийся от комбината «Балейзолото» (площадь около 58 га) (карьер затоплен подземными водами, существует угроза оползня).

С 2012 года Управление Росприродназдора по Забайкальскому краю организует сбор и формирует сведения по государственной статистической отчетности по форме № 2ТП (рекультивация). Согласно отчетам, общая площадь нарушенных земель составила: в 2012 году 13 096,6 га, в 2013 – 17 594,7 га, в 2014 – 20 507 га, в 2016 – 24 208,15 га, в 2017 г. – 25 427,30 га. Рекультивировано земель в 2012 году 2094,9 га, в 2013 – 1326,6 га, в 2014 – 2084,5 га, в 2015 – 1919,96 га, в 2016 – 2667,61 га, в 2017 – 1460,19 га.

Показатели контрольно-надзорной деятельности за 2017 год

С 2017 года принципиально меняется стратегия надзора, внедряются риск-ориентированный подход, а также профилактические мероприятия. В условиях реформирования природоохранного законодательства особое значение приобретает деятельность субъектов в реализации Федеральной экологической политики.

В результате внедрения риск-ориентированного подхода в Управлении сформирован перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору с присвоенными категориями риска. В перечень включено 872 объекта, в т. ч. по категориям риска: чрезвычайно высокий – 5; высокий – 47; значительный – 44; средний – 442; умеренный – 376; низкий – 74.

09.11.2017 г. Минюстом России зарегистрирован приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)». С вступлением данного приказа в силу 20.11.2017 использование чек-листов при проведении плановых проверок становится обязательным. Проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения. Использование чек-листов при проведении плановых проверок является важнейшим элементом реформы контрольно-надзорной деятельности.

Управление с 2014 года ведет активную работу по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – План) на 2017 год включал в себя 16 проверок.

В течение 2017 года из плана была исключена проверка в отношении ООО «Амазар-Голд», в связи с тем, что данных хозяйствующий субъект прекратил эксплуатацию (использование) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

План проведения плановых проверок Управления на 2018 год разработан с учетом риск-ориентированного подхода и включает в себя 15 проверок.

Всего в 2017 г. проведено 173 проверки, из них 15 плановых и 158 внеплановых.

В числе внеплановых проверок значительной остается доля проверок в рамках лицензионного контроля планируемой к осуществлению деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности. В 2017 году проведено 64 проверки, выдано 32 лицензии по обращению с отходами I–IV классов опасности.

Увеличилось количество рейдовых мероприятий по поступившим обращениям граждан, организаций. За 2017 г. проведено 57 рейдов.

По результатам надзорных мероприятий за 2017 г.

- выявлено 277 нарушений;

- выдано 182 предписания;

- возбуждено административных дел 306;

- предъявлено штрафов 16 596,9 тыс. руб.;

- предъявлено ущерба 5392,5 тыс. руб.;

- взыскано штрафов 13 250,88 тыс. руб. без учета ущерба.

 

Виды контрольно-надзорной деятельности

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

В 2017 г. Управлением проведено 29 проверок в области использования и охраны водных объектов, в том числе 11 плановых проверок и 18 внеплановых (в т. ч. проведенных в целях проверки исполнения предписаний и по обращениям граждан). Отделом также проведено 45 рейдовых обследований, 3 из которых проведены совместно с Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Забайкальскому краю.

Проверено 29 хозяйствующих субъектов, осуществляющих пользование водными объектами. Проверено 85 участков водоохранных зон водных объектов в зоне деятельности предприятий и организаций-водопользователей. Рассмотрено 152 жалобы и обращения от граждан и организаций.

В ходе вышеописанных надзорных мероприятий выявлено 54 нарушения природоохранного законодательства. Выдано 21 предписание об устранении нарушений, направлено 10 писем в Администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию муниципального района «Карымский район», Администрацию муниципального района «Читинский район» и Министерство природных ресурсов Забайкальского края с установленными сроками устранения нарушений, выявленных в ходе рейдовых обследований, материалы одного рейдового обследования направлены в прокуратуру Читинского района.

Возбуждено, в том числе для проведения административных расследований по нарушениям, выявленным в ходе рейдовых обследований, 78 административных дел по ст. 7.6, ч.4 ст. 8.13 и 8.14, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

9 дел возбуждено по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение ранее выданных предписаний.

Рассмотрено 75 административных дел. К административной ответственности привлечены 36 юридических лиц, 12 должностных лиц и 1 физическое лицо. Наложено штрафов на сумму 1604,5 тыс. руб., взыскано 1834 тыс. руб. Устранено 11 нарушений.

Специалистами Управления принято участие в проведении 11 проверок, проводимых в 2017 г. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой, Военной прокуратурой Читинского гарнизона, а также прокуратурами Хилокского, Красночикойского, Нерчинско-Заводского, Карымского, Сретенского и Могочинского районов, в ходе которых было выявлено 13 нарушений водного законодательства. Материалы проверок были направлены для принятия мер в данные прокуратуры. В настоящее время по выявленным нарушениям рассмотрено Управлением 2 административных дела, 4 административных дела находятся на рассмотрении.

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Управлением при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Это загрязнение поверхностных вод в результате некачественного строительства руслоотводных каналов, сброса сточных вод с превышением максимально допустимого содержания загрязняющих веществ.

Также в 2017 г. увеличились (по сравнению с прошлыми годами) случаи пользования поверхностными водными объектами без правоустанавливающих документов и условий водопользования (Договоров водопользования, Решений на пользования водными объектами).

Одной из основных проблем по-прежнему остается отсутствие надлежащей очистки хозяйственно-бытовых сточных вод по причине отсутствия очистных сооружений либо их аварийное состояние в городских и сельских поселениях края, на объектах военведа.

Государственный земельный надзор

Управление осуществляет государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 г. № 426) и Положением о государственном земельном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1).

Управлением проведено 26 проверок по государственному земельному надзору, в том числе 15 плановых и 11 внеплановых. Отделом также проведено 5 рейдовых обследований.

Специалистами Управления также принято участие в проверке, проводимой Департаментом Росприроднадзора по СФО в отношении ПАО «ТГК-14».

В ходе вышеописанных надзорных мероприятий выявлено 11 нарушений. За отчетный период устранено 3 нарушения и выполнено 3 предписания, 3 нарушения снято с контроля, 1 нарушение не устранимое.

Возбуждено 14 административных дел, в том числе 2 дела по ст. 8.6; 1 дело по ст. 20.25 КоАП РФ; 5 дел по ч. 25 и ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ (за неисполнение предписаний); 1 дело по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление отчета по форме 2-ТП (рекультивация); 2 дела по ст. 8.39 КоАП РФ. Начислено штрафов на 215 тыс. руб.

Рассмотрено 36 обращений от граждан.

Взыскано с ООО «Рос-ДВ» 800 тыс. руб. наложенных мировым судьей по ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа, наложенного по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, а также с Администрации ГП «Новокручининское» – 50 тыс. руб. за неисполнение предписания.

В 2017 году велась работа по взысканию в судебном порядке размера вреда, причиненного почвам (в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238). Расчет размера вреда, причиненного почвам в результате химического загрязнения почв, на сумму 8473,5 тыс. руб. (согласован Росприроднадзором письмом № ВС-03-01-31/402 от 15.01.2016) предъявлен юридическому лицу ООО «Гарсонуйский рудник». Ущерб добровольно в установленный срок не возмещен. Так, по подготовленным материалам Четвертым арбитражным апелляционным судом 09.03.2017 вынесено Постановление о взыскании с ООО «Гарсонуйский рудник» данного размера вреда. Кассационную жалобу ООО «Гарсонуйский рудник» Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил без удовлетворения. В августе 2017 года исполнительный лист Управлением направлен для взыскания в службу судебных приставов.

Управлением также проведена работа совместно с Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой по предъявлению размера вреда, причиненного почвам, в результате сброса сточных вод с очистных сооружений в ЗАТО Горный Улетовского района. Решением Центрального районного суда от 11.07.2017 г. суд решил взыскать с Министерства обороны РФ и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» размер вреда на сумму 998 400 руб.

Управлением в 2017 году осуществлялся приём и обобщение годовой отчетности по форме № 2-ТП (рекультивация). На 01.01.2017 г. за 122-мя предприятиями числится 22 491,88555 га нарушенных земель. В 2016 году рекультивировано 2029,9485 га нарушенных земель, из них 912,86 га под сельхозугодья.

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения

Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Национальный парк «Алханай» и внеплановая документарная проверка ФГБУ «ГПБЗ Даурский» по исполнению ранее выданных предписаний (все 4 предписания исполнены). Отделом также проведено 6 рейдовых обследований.

В марте 2017 года Управление приняло участие в проведении комиссии по обеспечению эпизоотического благополучия Забайкальского края по вопросам предупреждения, распространения на территории Забайкальского края особо опасных заболеваний, в том числе общих для человека и животных и иных заразных болезней.

В настоящее время разработан и согласован с Управлением Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области План организационных и специальных мероприятий по мониторингу, регулированию численности и снижению миграционной активности диких кабанов на территории Забайкальского края, включая особо охраняемые природные территории регионального и федерального значения.

В целях исполнения данного плана Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю совместно с Управлением Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области проведено 4 рейдовых обследования угодий, расположенных на территории Дульдургинского района Забайкальского края в границах ФГБУ «Национальный парк «Алханай» и 2 рейдовых обследования угодий, расположенных на территории Кыринского района Забайкальского края в границах ФГБУ «Сохондинский ГПБЗ». Было рассмотрено 2 обращения, которые направлены по подведомственности.

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения

Управлением на землях ООПТ федерального значения Забайкальского края проведено 5 проверок, в том числе 1 плановая и 4 внеплановых. Отделом также проведено 1 рейдовое обследование.

В марте 2017 года проведено 2 внеплановые проверки в отношении ФГБУ «Сохондинский ГПБЗ» и ФГБУ «Национальный парк Алханай» по подготовке к пожароопасному периоду 2017 года. Специалист Управления также принял участие в двух проверках, проводимых Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой в отношении ФГБУ «Сохондинский ГПБЗ» и ФГБУ «Национальный парк Алханай».

Управлением проведено рейдовое обследование территории земельных участков, входящих в границы ФГБУ «ГПБЗ Даурский», в ходе которого также осматривались объекты, подготовленные к пожароопасному периоду.

Специалистами Управления в июле и в августе 2017 года были проведены 2 внеплановые выездные проверки по факту принятия мер по тушению пожаров на территории ФГБУ «Сохондинский ГПБЗ» и ФГБУ «Национальный парк Алханай».

В октябре 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Национальный парк «Алханай». По ее итогам выявлено 3 нарушения в области лесохозяйственной деятельности. Возбуждено 2 административных дела по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. По результатам рассмотрения административных дел назначено наказание в виде предупреждения. ФГБУ «Национальный парк «Алханай» выдано 2 предписания.

Между Управлением и администрациями особо охраняемых природных территорий федерального значения организовано информационное взаимодействие. Администрации заповедников и национальных парков в оперативном порядке сообщают информацию по выявленным пожарам (количество сил и средств, задействованных на тушение пожара, площадь возгорания, о ликвидации пожара и др.).

В марте 2017 года специалист Управления принял участие в проверке готовности Забайкальского края к пожароопасному сезону 2017 года.

Кроме того, ведется информационный обмен с ООПТ федерального значения по администрированию наложенных и взысканных штрафов.

В феврале 2017 года Управлением проведено совещание с представителями администраций особо охраняемых природных территорий федерального значения Забайкальского края и Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры о первоочередных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2017 года.

В мае 2017 года Управлением проведено совещание с сотрудниками ФГБУ «Национальный парк «Чикой».

Управление во время прохождения пожароопасного сезона регулярно принимало участие в заседаниях Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края, информационного обмена в рамках РСЧС, а также других работ, связанных с функционированием территориальной подсистемы РСЧС Забайкальского края.

В ходе своей деятельности Управление, в том числе в рамках РСЧС, регулярно взаимодействует с ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерством природных ресурсов Забайкальского края, Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края, а также правоохранительными и другими уполномоченными органами.

В пожароопасный период Управлением в случае возникновения угрозы  перехода пожаров на территорию ООПТ федерального значения Забайкальского края с земель иных категорий, опасного увеличения площади лесных пожаров и их распространения, в целях обеспечения взаимодействия в ликвидации пожаров в оперативном порядке направляются информативные письма в адрес председателя РСЧС, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю и в Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

По состоянию на 31.12.2017 за время прохождения пожароопасного сезона на ООПТ федерального значения Забайкальского края возникло 14 возгораний общей площадью 41 526,25 га, из них 6 лесных (55,1 га) и 8 степных (3383,95 га). Площадь степных пожаров составила 98 % (3169,95 га) от общей площади пожаров, обнаруженных на территории ООПТ федерального значения Забайкальского края.

На территории Красночикойского района, планируемой под размещение Национального парка «Чикой», возникло 7 лесных пожаров общей площадью 717,2 га. Земли лесного фонда, на которых расположен Национальный парк «Чикой», в границах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.02.2014 г. № 158, не переведены в категорию земель ООПТ. Положение о ФГБУ «Национальный парк «Чикой» не утверждено. Тушение данных пожаров осуществлялось КГСАУ «Забайкаллесхоз». ФГБУ «Национальный парк «Чикой» также участвовало в тушении пожаров на основании заключенного договора.

Экологический надзор

Проведено 57 проверок, из них 15 плановых, 41 внеплановая (39 – по исполнению предписаний, 2 – по обращению).

Рейдовых проверок – 6, проверок лицензионного контроля – 52.

Выявлено 48 нарушений, устранено 36. Выдано 46 предписаний, выполнено 36.

Возбуждено 100 административных дел, в т. ч. 26 дел по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, 6 дел по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, 3 административных расследования.

Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности – 78, их них к административной ответственности привлечено 38 должностных лиц, 40 юридических лиц.

Сумма начисленных штрафов составила 1036 тыс. руб. Оплачено штрафов 2186,8 тыс. руб. Взыскано штрафов 186,314 тыс. руб. Рассмотрено 75 обращений граждан и организаций, из них по 9 обращениям проведены рейды,  58 обращений переданы по подведомственности, по 3 обращениям возбуждены административные расследования.

Геологический контроль

Проведено 94 проверок, из них плановых – 10, внеплановых – 84. Проверена деятельность 51 предприятия-недропользователя по 70 лицензиям на пользование недрами.

Проведено 84 внеплановых проверки по выполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений, 6 внеплановых проверок выполнения уведомлений Роснедр, 2 внеплановых проверки по обращению, 9 внеплановых проверок по поручению Правительства РФ.

Специалисты Управления приняли участие в 5 проверках надзорных органов.

В ходе проведенных проверок выявлено 145 нарушений, выдано 99 предписаний. За отчетный период устранено 30 нарушений и выполнено 26 предписаний.

По результатам проведенных проверок возбуждено 110 дел об административных правонарушениях, в т. ч.:

по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ – 1 дело;

по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ – 36 дел;

по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ – 8 дел.

По факту невыполнения в срок законного предписания составлено 52 протокола по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ; по ч. 1 ст. 19.7 КоАП РФ – 2 протокола, по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 1 протокол, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 10 протоколов.

Поступило по подведомственности 6 административных дел.

За отчетный период рассмотрено 49 дел об административных правонарушениях (включая поступившие по подведомственности).

Вынесено 44 постановления о привлечении к административной ответственности (с учетом дел, поступивших по подведомственности), в т. ч.: по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ – 2 дела (в т. ч., 1 прекращено вышестоящим органом); по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ – 34 дел; по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ – 8 дел.

Наложено административных штрафов на общую сумму 12 160 тыс. руб., в том числе 11 950 руб. – на юридических лиц, 210 тыс. руб. – на должностных лиц.

За отчетный период взыскано штрафов на общую сумму 9841,192 тыс. руб. с учетом ранее наложенных (в т. ч. по штрафам, наложенным судебными органами, – 914,667 тыс. руб.).

Для принятия мер отделом направлено мировому судье 65 административных дел.

В ФС Росприроднадзора на рассмотрение вопроса о возможном ДПППН направлены материалы проверок по 21 лицензии на пользование недрами.

Поступило 44 обращения от граждан и организаций, все обращения рассмотрены.

Юридическое сопровождение

За 2017 год Управление участвовало в 112 судебных делах, из которых в качестве:

-истца – в 41 деле,

-ответчика – в 49 делах,

-третьего лица – в 22 делах.

Наибольшее количество дел – 58 единиц (52 %) – составляют дела категории «иные» (преимущественно дела о взыскании задолженности платы за НВОС); в пользу Управления рассмотрено 46 дел, 12 дел находится в производстве.

Дела об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях составили 38 единиц (34 %) (в пользу – 26 дел, не в пользу – 5 дел, 7 дел в производстве). Причинами признания незаконными постановлений по делам об административных правонарушениях стали: нарушение процессуальных норм КоАП РФ, недоказанность события административного правонарушения. 1 дело прекращено на основании ст. 29. КоАП РФ в связи с малозначительностью.

10 единиц от общего количества дел прекращены по различным основаниям до принятия судом решения по существу.

Количество дел, рассмотренных в пользу Управления/не в пользу Управления, составило 83/7, в апелляционном порядке обжаловано 25 дел (19/6), в кассационном – 6 (4/2).

Доля судебных актов, решения по которым приняты в пользу Управления, составила 74 %, не в пользу – 6 %, 20 % дел находятся в производстве.

В целом в судебной практике прослеживается положительная динамика.

 

Краткий экономический анализ контрольно-надзорной деятельности

Суммарный объем средств, израсходованных на выполнение рекультивационных работ по предписанию госинспекторов Управления и по решению судебных органов, – 10 797,237 тыс. руб.

Суммарный объем средств, израсходованных на выполнение водоохранных мероприятий по предписанию госинспекторов Управления и по решению судебных органов  – 858 тыс. руб.

Суммарный объем средств, израсходованных на выполнение природоохранных мероприятий по предписанию госинспекторов Управления и по решению судебных органов, составил 3490 тыс. руб.

Суммарный объем средств, израсходованных на выполнение геологоразведочных работ по предписанию госинспекторов Управления и по решению судебных органов за 2017 год, составил 12 686 тыс. руб.

Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю в 2017 году по материалам проверок Управления Росприроднадзора доначислена сумма налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за пользование недрами  в размере 100,35 тыс. руб.

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю (далее – Управление) в соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 г. № 110 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» является администратором доходов бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) на территории Забайкальского края.

Управление принимает меры по обеспечению своевременного и полного поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление для осуществления своих полномочий направляет материалы в органы прокуратуры Российской Федерации, судебные инстанции, Государственную экологическую инспекцию Забайкальского края, Администрации городских поселений, в рамках внутреннего взаимодействия – отделу экологического надзора.

Организация осуществления мониторинга задолженности в Управлении включает – взыскание в досудебном порядке – взыскание задолженности в судебном порядке.

Организация работы по профилактике и взысканию задолженности включает:

- ежеквартальное представление сведений по предприятиям-должникам в природоохранную прокуратуру Забайкальского края, прокуратуры края; было направлено ответов на запросы: в 2016 г. – 16, в 2017 г. – 21;

- передача исполнительных листов с целью сокращения дебиторской задолженности по доходам в Федеральную службу судебных приставов:

за 2016 г. – 2 ед., на сумму 378 147,19 руб.;

за 2017 г. – 7 ед., на сумму 4 119 526,31 руб.;

в УКФ по Забайкальскому краю передано исполнительных листов:

за 2016 г. – 6 ед., на сумму 394 742,34 руб.;

за 2017 г. -31 ед., на сумму 5 562 743,06 руб.

Исполнено исполнительных листов:

за 2016 г. – 6 ед., на сумму 394 742,34 руб.;

за 2017 г. – 21 ед., на сумму 3 580 084,11 руб.;

- направление информационных писем главам администраций в целях организации на местном уровне эффективной работы по учету, сбору и увеличению поступлений в доход бюджетов бюджетной системы и для привлечения новых плательщиков платы за НВОС (в 2017 г. – 35).

Было направлено для добровольного исполнения требований по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

- 39 претензионных писем в 2016 г. на общую сумму 10 962 077,90 руб., из них добровольно оплатили на сумму 227 689,65 руб.;

- 47 претензионных писем в 2017 г. на общую сумму 13 332 124,24 руб., из них добровольно оплатили на сумму 795 730,94 руб.

Управлением осуществляется организация работы по уточнению вида и принадлежности платежей, поступающих на счета УФК по Забайкальскому краю в 2017 г. – 625 уведомлений.